Поздравляем всех с Благовещением Пресвятой Богородицы!
Благовещение – это день благой вести о том, что наша была во всем мире людей, Дева, так верующая Богу, так глубоко способная соблюдать и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силой; но вместе с воплощением Сына Божия есть дело свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без творческой воли Божией Матери. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью решительно довериться Богу до конца.
А благая весть была естественно страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не мог не появиться не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа – как это быть образовано?..
И тут мы улавливаем различия между колеблющимися – хотя и глубокой – верой Захарии, Отцом Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын – собранием, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту новость Божию: Как же это может быть? Этого не может произойти! Чем ты это можешь объяснить? Какое подтверждение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только полными словами отдачи Себя в руки Божии; Мои слова: Се, Рабана Господня; буди Мне по глаголу твоему…
Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; на славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою неудачу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – есть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, исповедание будет Ей реченное Ей от Господа…
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но эта вероятность не природная, не обнаруживается: вероятно, такую можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, посвящением отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда произошло Дева реалия, Которая всей мыслию, всем сердцем, всей жизнью Своей встречей осознана Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, Богу в дар Деву, Который имел возможность в Своей царственной стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский